План лабораторно-практического занятия
ТЕМА: "ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ"
Работа 1. Строение, жизненный цикл, и экология маршанции.
Работа 2. Строение, жизненный цикл и экология кукушкина льна.
Работа 3. Строение, жизненный цикл, экология сфагнового мха.
Материалы и оборудование: гербарный материал и влажные препараты изучаемых
мхов. Готовые препараты по размножению мхов (Архегоний маршанции. Антеридий
маршанции. Спорогон маршанции. Антеридий кукушкина льна. Спорогон кукушкина
льна)). Таблицы по теме "Мхи";
микроскопы, лупы, препаровальные иглы, чашки Петри.
Вопросы для подготовки:
Характеристика,
происхождение и эволюция высших растений. Систематический обзор.
Общая
характеристика моховидны (органы полового и бесполого размножения, цикл
развития). Классификация, значение.
Класс антоцеротовые: строение гаметофита и спорофита.
Класс печоночники: слоевищные и листостебельные формы. Строение спорофита и
гаметофита маршанции, цикл развития.
Класс листостебельные мхи.
Сфагновые
мхи: особенности строения гаметофита и спорофита. Значение. Зеленый мох
кукушкин лен: строение гаметофита, коробочки. Прорастание спор и развитие
молодого растения.
Инструкция к выполнению работы № 1
Bryophyta Marchantiidae Marchantiacaea
Hepaticopsida Marchantiales Mareharttia
1.
По гербарным образцам и фиксированному материалу ознакомьтесь со строением
таллома маршанции, Типом его ветвления; с нижней стороны таллома найдите ризоиды и
амфигастрии.
2. Найдите на гербариях
и зарисуйте женские экземпляры с подставками в виде звездочки и мужские экземпляры с
лопастными подставками.
3.
На влажных препаратах гаметофита найдите, рассмотрите с
помощью
лупы и зарисуйте выводковые корзиночки с выводковыми почками.
4. Рассмотрите в
микроскоп готовые препараты маршанции с антеридиями и архегониями. Отметьте
особенности их расположения.
5.
Рассмотрите готовый препаратспорогона маршанции.
Зарисуйте его
и обозначьте составные части.
Инструкция к
выполнению работы № 2
Bryophyta Sphagnidae Sphagnaceae
Bryopsida Sphagnales Sphagnum
1.
На гербарном материале изучите морфологические особенности
сфагнума.
2.
Обратите внимание на цвет листьев и их морфологические
отличия на разных уровнях стебля.
3. Зарисуйте внешний вид
мха, пользуясь гербарием и таблицей; сделайте выводы о строении сфагнума.
4. Пользуясь лупой,
рассмотрите и зарисуйте спорогон сфагнума.
Инструкция к выполнению работы № 3
Bryophyta Bryidae Polytrichaceae
Bryopsida Polytrichales Polytrichum
1.По
гербарным образцам рассмотрите строение зеленого мха кукушкин лен. Зарисуйте
его строение и укажите все части тела мха.
2.
Найдите мужские и женские экземпляры, отметьте их отличие.
3.
Рассмотрите в микроскоп готовый препарат с антеридиями кукушкина льна. Найдите
удлиненно эллиптические антеридии и нити парафиз.
4.
На готовых препаратах рассмотрите строение спорогона кукушкина льна. Найдите
крышечку, спорангий, колонку. Сделайте схематичный рисунок с указанием его
частей.
План лабораторно-практического занятия
ТЕМА: «ОТДЕЛ ПЛАУНОВИДНЫЕ. ОТДЕЛ
ХВОЩЕВИДНЫЕ»
Работа 1. Класс
плауновые. Строение и жизненный цикл плауна булавовидного.
Работа 2. Класс полушниковые. Строение и жизненный цикл селягинеллы.
Работа 3. Класс
хвощовые. Строение и жизненный цикл хвоща полевого.
Материалы и оборудование: гербарий разных видов плаунов, селягинелл и хвощей.
Таблицы по данной теме. Микроскопы, готовые препараты (Продольный разрез
спороносного колоска плауна. Продольный разрез через спороносный колосок
селягинеллы. Продольный разрез спороносного колоска хвоща).
Вопросы для подготовки:
Характеристика
отдела плауновидные. Плаун, селягинелла: внешнее и внутреннее строение
спорофита и гаметофита. Спороносный колосок. Явление равноспоровости и
разноспоровости. Ископаемые плауновидные. Значение в природе и жизни человека.
Характеристика
отдела хвощевидные. Хвощ полевой: особенности спорофита и гаметофита. Строение
стробила хвоща (структура и происхождение спорангиофора). Особенности строения
и распространения спор. Многообразие ископаемых и ныне живущих хвощей и их
значение.
Инструкция к выполнению работы № 1
Lycopodiophyta Lycopodiales Lycopodium
Lycopodiopsida Lycopodiaceae L. clavatum
1.
Рассмотрите внешний вид плауна булавовидного. Выделите
ползучий,
дихотомически ветвящийся стебель, от которого отходят тонкиепридаточные корни.
Рассмотрите вертикально расположенный побег,заканчивающийся спороносными колосками.
2.
При помощи лупы рассмотрите сидячие, узкие, мелкозубчатые
листья
плауна, в середине которых проходит жилка.
3.
Рассмотрите готовый микропрепарат спороносного колоска
плауна.Найдите
спорофиллы, а на них почковидные спорангии со спорами,которые одинаковы как
морфологически, так и физиологически.
4.
Зарисуйте в альбом внешний вид спорофита плауна булавовидного,спорофилл со
спорангием и споры, а также гаметофит данного растения. Сделайте
соответствующие обозначения.
5.
Сформулируйте выводы об экологии, строении и размноженииплауна.
Инструкция к выполнению работы № 2
Lycopodiophyta Selaginelalles Selaginella
Isoetopsida Selaginellaceae S.selaginoides
1. По гербарным образцам
рассмотрите внешний вид селягинеллы.Сравните ее с плауном булавовидным.
Рассмотрите два типа листочков с помощью лупы, а также корненосцы (ризофоры).
2.
Найдите и с помощью лупы рассмотрите четырехгранный спороносный колосок
селягинеллы, расположенный на концах вегетативныхпобегов. В верхней части колоска найдите
красноватые микроспорангии, а в нижней - бледно-желтые мегасиорангии.
3.
При большом увеличении рассмотрите готовый
микропрепаратспороносного колоска и сравните крупные мегаспоры и мелкие
микроспоры.
4. Пользуясь гербарием,
микропрепаратом и таблицей
зарисуйтевнешний вид селягинеллы, ее спороносный колосок, а также строениеженского и мужского
заростков.
5.
Сделайте выводы об экологии, строении селягинеллы, а также
оееразноспоровости,
приводящей в образованию разных типов заростков.
Инструкция к выполнению работы № 3
Equisetophyta Equisetales Equisetum
Equisetopsida Equisetaceae E. arvense
1.
По гербарным образцам рассмотрите разнообразные виды
хвощей.Подробно остановитесь на внешнем строении спорофита хвоща полевого. Выделите мощное
подземное корневище с придаточными корнями и клубеньками, членистое устройство
вертикального побега, видоизмененные
листья.
2. Обратите внимание на
строение весеннего спороносного побега, который заканчивается спороносным колоском. С
помощью лупы, а также на готовом микропрепарате (используйте микроскоп)
рассмотритеспороносный колосок хвоща. Найдите ось колоска и расположенныемутовчато-шестигранные
щитки, по краю которых свисают мешковидные спорангии, раскрывающиеся щелью.
3.
Сделайте препарат из спор, высыпав их из спороносного
колоскагербарного
образца на предметное :текло. Кроме обычных двух оболочек они имеют еще
третью (наружную оболочку), которая при полномсозревании разрывается по спирали на
две ленты - элатеры, которыеразрыхляют споры, а также способствуют распространению их
целыми группами.
4.
Зарисуйте внешний вид хвоща полевого с летними и весенними
побегами, строение спороносного колоска, споры, а также заростки двухтипов.
5.
Сделайте выводы об экологии, строении, размножении хвоща.


Спасибо за информацию
ОтветитьУдалить