План лабораторно-практического занятия

ТЕМА: "ОТДЕЛ МОХОВИДНЫЕ"

 

Работа 1. Строение, жизненный цикл, и экология маршанции.

Работа 2. Строение, жизненный цикл и экология кукушкина льна.

Работа 3. Строение, жизненный цикл, экология сфагнового мха.

 

Материалы и оборудование: гербарный материал и влажные препа­раты изучаемых мхов. Готовые препараты по размножению мхов (Архегоний маршанции. Антеридий маршанции. Спорогон маршанции. Антеридий кукушкина льна. Спорогон кукушкина льна)). Таблицы по теме "Мхи"; микроскопы, лупы, препаровальные иглы, чашки Петри.

 

Вопросы для подготовки:

Характеристика, происхождение и эволюция высших растений. Сис­тематический обзор.

Общая характеристика моховидны (органы полового и бесполого раз­множения, цикл развития). Классификация, значение.
Класс антоцеротовые: строение гаметофита и спорофита.
Класс печоночники: слоевищные и листостебельные формы. Строение спорофита и гаметофита маршанции, цикл развития.
Класс листостебельные мхи.

Сфагновые мхи: особенности строения гаметофита и спорофита. Зна­чение. Зеленый мох кукушкин лен: строение гаметофита, коробочки. Прорастание спор и развитие молодого растения.

 

Инструкция к выполнению работы № 1

Bryophyta                                          Marchantiidae                                    Marchantiacaea

Hepaticopsida                                    Marchantiales                                     Mareharttia

1.           По гербарным образцам и фиксированному материалу ознакомь­тесь со строением таллома маршанции, Типом его ветвления; с нижней стороны таллома найдите ризоиды и амфигастрии.

2.     Найдите на гербариях и зарисуйте женские экземпляры с подстав­ками в виде звездочки и мужские экземпляры с лопастными подстав­ками.

3.           На влажных препаратах гаметофита найдите, рассмотрите с помо­щью лупы и зарисуйте выводковые корзиночки с выводковыми поч­ками.

4.     Рассмотрите в микроскоп готовые препараты маршанции с антеридиями и архегониями. Отметьте особенности их расположения.

5.           Рассмотрите готовый препаратспорогона маршанции. Зарисуйте его и обозначьте составные части.

Инструкция к выполнению работы 2

Bryophyta                               Sphagnidae                           Sphagnaceae

Bryopsida                               Sphagnales                            Sphagnum

 

1.           На гербарном материале изучите морфологические особенности сфагнума.

2.           Обратите внимание на цвет листьев и их морфологические отличия на разных уровнях стебля.

3.     Зарисуйте внешний вид мха, пользуясь гербарием и таблицей; сде­лайте выводы о строении сфагнума.

4.     Пользуясь лупой, рассмотрите и зарисуйте спорогон сфагнума.

 

Инструкция к выполнению работы № 3
Bryophyta                  Bryidae                                  Polytrichaceae

Bryopsida                               Polytrichales                           Polytrichum

 

1.По гербарным образцам рассмотрите строение зеленого мха ку­кушкин лен. Зарисуйте его строение и укажите все части тела мха.

2. Найдите мужские и женские экземпляры, отметьте их отличие.

3. Рассмотрите в микроскоп готовый препарат с антеридиями кукуш­кина льна. Найдите удлиненно эллиптические антеридии и нити парафиз.

4. На готовых препаратах рассмотрите строение спорогона кукушки­на льна. Найдите крышечку, спорангий, колонку. Сделайте схематич­ный рисунок с указанием его частей.

 

 

План лабораторно-практического занятия

ТЕМА: «ОТДЕЛ ПЛАУНОВИДНЫЕ. ОТДЕЛ ХВОЩЕВИДНЫЕ»

 

Работа 1.  Класс плауновые. Строение и жизненный цикл плауна бу­лавовидного.

Работа 2. Класс полушниковые. Строение и жизненный цикл селяги­неллы.

Работа 3.  Класс хвощовые. Строение и жизненный цикл хвоща поле­вого.

 

Материалы и оборудование: гербарий разных видов плаунов, селягинелл и хвощей. Таблицы по данной теме. Микроскопы, готовые препараты (Продольный разрез спороносного колоска плауна. Про­дольный разрез через спороносный колосок селягинеллы. Продольный разрез спороносного колоска хвоща).

Вопросы для подготовки:

Характеристика отдела плауновидные. Плаун, селягинелла: внешнее и внутреннее строение спорофита и гаметофита. Спороносный колосок. Явление равноспоровости и разноспоровости. Ископаемые плауно­видные. Значение в природе и жизни человека.

Характеристика отдела хвощевидные. Хвощ полевой: особенности спорофита и гаметофита. Строение стробила хвоща (структура и про­исхождение спорангиофора). Особенности строения и распростране­ния спор. Многообразие ископаемых и ныне живущих хвощей и их значение.

 

Инструкция к выполнению работы № 1

Lycopodiophyta                                Lycopodiales                                     Lycopodium

Lycopodiopsida                     Lycopodiaceae                                   L. clavatum

1.          Рассмотрите внешний вид плауна булавовидного. Выделите ползу­чий, дихотомически ветвящийся стебель, от которого отходят тонкиепридаточные корни. Рассмотрите вертикально расположенный побег,заканчивающийся спороносными колосками.

2.    При помощи лупы рассмотрите сидячие, узкие, мелкозубчатые ли­стья плауна, в середине которых проходит жилка.

3.          Рассмотрите готовый микропрепарат спороносного колоска плауна.Найдите спорофиллы, а на них почковидные спорангии со спорами,которые одинаковы как морфологически, так и физиологически.

4.    Зарисуйте в альбом внешний вид спорофита плауна булавовидного,спорофилл со спорангием и споры, а также гаметофит данного расте­ния. Сделайте соответствующие обозначения.

5.          Сформулируйте выводы об экологии, строении и размноженииплауна.

 

Инструкция к выполнению работы № 2

Lycopodiophyta                                 Selaginelalles                                     Selaginella

Isoetopsida                                        Selaginellaceae                       S.selaginoides

1.  По гербарным образцам рассмотрите внешний вид селягинеллы.Сравните ее с плауном булавовидным. Рассмотрите два типа листоч­ков с помощью лупы, а также корненосцы (ризофоры).

2.          Найдите и с помощью лупы рассмотрите четырехгранный споро­носный колосок селягинеллы, расположенный на концах вегетативныхпобегов. В верхней части колоска найдите красноватые микроспоран­гии, а в нижней - бледно-желтые мегасиорангии.

3.          При  большом  увеличении рассмотрите  готовый  микропрепаратспороносного колоска и сравните крупные мегаспоры и мелкие мик­роспоры.

4.    Пользуясь   гербарием,   микропрепаратом   и   таблицей   зарисуйтевнешний вид селягинеллы, ее спороносный колосок, а также строениеженского и мужского заростков.

5.          Сделайте выводы об экологии, строении селягинеллы, а также оееразноспоровости, приводящей в образованию разных типов заростков.

 

Инструкция к выполнению работы № 3

Equisetophyta                                    Equisetales                                                      Equisetum

Equisetopsida                                    Equisetaceae                                                   E. arvense

 

1.          По гербарным образцам рассмотрите разнообразные виды хвощей.Подробно остановитесь на внешнем строении спорофита хвоща поле­вого. Выделите мощное подземное корневище с придаточными корня­ми и клубеньками, членистое устройство вертикального побега, видо­измененные листья.

2.    Обратите внимание на строение весеннего спороносного побега, ко­торый заканчивается спороносным колоском. С помощью лупы, а так­же на готовом микропрепарате (используйте микроскоп) рассмотритеспороносный колосок хвоща. Найдите ось колоска и расположенныемутовчато-шестигранные щитки, по краю которых свисают мешковид­ные спорангии, раскрывающиеся щелью.

3.          Сделайте препарат из спор, высыпав их из спороносного колоскагербарного образца на предметное :текло. Кроме обычных двух оболо­чек они имеют еще третью (наружную оболочку), которая при полномсозревании разрывается по спирали на две ленты - элатеры, которыеразрыхляют споры, а также способствуют распространению их целыми группами.

4.    Зарисуйте внешний вид хвоща полевого с летними и весенними по­бегами, строение спороносного колоска, споры, а также заростки двухтипов.

5.          Сделайте выводы об экологии, строении, размножении хвоща.

 

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения