ОТДЕЛ ХАРОВЫЕ ВОДОРОСЛИ – CHAROPHYTA

 

Насчитывает 300 видов.

Харовые водоросли (лучицы) внешне похожи на высшие растения: хвощ или роголистник. Но их тело представляет собой слоевище, хотя очень сложно и своеобразно устроенное. Распространены в пресных во­доемах, особенно с жесткой известковой водой, но некоторые из них обитают и в солоноватой воде. Чаще всего харовые образуют густые за­росли, ковром покрывающие дно мягких илистых водоемов. Высота слоевищ достигает 20 – 30 см., но может составлять 1 или даже  2 м.

 

Класс харовые - Charophyceae

Порядок харовые - Charales

Семейство харовые - Characeae

Род хара Chara

 

Рост верхушечный   и осуществляется за счет горизонтальных де­лений одной верхушечной клетки в течение вегетационного периода. Ко дну водоема водоросли прикрепляются с помощью многочисленных бесцветных разветвленных сложных ризоидов. Водоросли имеют мутовчато-разветвленное тело (харальный таллом), главная ось которого расчленена на длинные междоузлия и узлы. Места расположения му­товок называют узлами, а участки «стебля» между ними –   междоуз­лиями. Узел состоит из коротких одноядерных клеток, а каждое междо­узлие внутри образованно одной центральной гигантской (до 25см. у нителлы) многоядерной клеткой, покрытой коровыми клетками. От пе­риферических клеток узла мутовками отрастают равновеликие боковые ветви ограниченного роста. Они также членистого строения, но их меж­доузлия короткие. От этих же клеток отрастают ветви неограниченного роста, т. е. «стебель» ветвится. Верхние междоузлия еще короткие, бла­годаря чему узлы сближены, а «листья» загнуты вверх, образуя «почку» с апикальной клеткой. От базальных клеток каждого «листа», образую­щих мутовки, берут начало две первичные клетки коры (хара): одна вверх по стеблю, другая –  вниз. Делясь, они растут по направлению друг к другу от соседних узлов, плотно прилегая к поверхности центральной клетки до своего смыкания в центре междоузлия. После этого рост коровых клеток прекращается. Им также свойственны апикальный рост и расчленение на узлы и междоузлия. У многих видов хары боковые ветви также покрыты корой. Многоклеточные ризоиды возникают из пе­риферических клеток нижнего узла.

Клетки покрыты целлюлозной оболочкой, в наружных слоях кото­рой отлагается карбонат кальция, поэтому на ощупь водоросли жесткие. На начальных стадиях развития все клетки харовых одноядерные, одна­ко, при последующей дифференцировке вследствие многократных амитотических делений ядер их становится много. Кроме того, в постенной цитоплазме находятся многочисленные мелкие дисковидные хроматофоры. Набор фотосинтезирующих пигментов у них такой же, как и у зе­леных водорослей (хлорофиллы а и b и те же каротиноиды), а в качест­ве запасного питательного вещества вырабатывается крахмал. Всю цен­тральную часть занимает вакуоль с клеточным соком. Движение прото­плазмы в клетках отличается большой скоростью, равной 1,5 – 2 мм в минуту.

Вегетативное размножение осуществляется с помощью корневых и стеблевых клубеньков, которые могут развиваться как на ризоидах, так и на нижних частях стебля, погруженных в грунт. Ризоидальные клу­беньки бывают одноклеточными и многоклеточными и несут узловые клетки, способные формироваться в вегетативные органы. Стеблевые клубеньки всегда многоклеточные и представляют собой узлы с сильно редуцированными листьями. Обе эти структуры (ризоидальные и стеб­левые клубеньки) богаты крахмалом и легко прорастают в новые расте­ния.

Бесполого размножения при помощи спор нет.

Половой процесс оогамный. Антеридии и оогонии имеют сложное (многоклеточное) строение. Они формируются в узлах мутовок недале­ко друг от друга: оогоний сверху, а антеридий снизу. Но есть и двудом­ные виды. Антеридий имеет вид полого шара 0,5мм, сидящего на ко­роткой ножке. Его стенки образованы восемью складчатыми, плоскими изогнутыми клетками (щитками). От центра щитка во внутрь полости отходит удлиненная клетка - рукоятка. Она завершается шаровидной клеткой - головкой с шестью вторичными головками. На последних развиваются по четыре дважды раздвоенные у основания сперматоген-ные нити. Каждая нить состоит из 100 – 200 дисковидных клеток, со­держащих по одному спирально изогнутому двужгутиковому спермато­зоиду. Эти нити и заполняют полость антеридия плотным клубком.

Оогоний имеет эллипсовидную форму до 1 мм. Он плотно охвачен пятью спирально расположенными коровыми нитевидными клетками, которые имеют единое с оогониеч происхождение. Коровые нити на своих концах отчленяют по одной (хара) или по две (нителла) клетки, образующие коронку. По мере созревания нити под коронкой слегка разъединяются, и образуется щель, через которую проникает спермато­зоид. После оплодотворения яйцеклетки вокруг нее выделяется целлюлозная оболочка и таким образом внутри оогония развивается ооспора. С возрастом наружная стенка ооспоры (клетки нитей) затвердевает, пропитывается суберином и кремнеземом и окрашивается в коричневый цвет. После периода покоя ооспора прорастает. При этом диплоидное ядро делится мейотически. В итоге получается четыре гаплоидных ядра. Формируется перегородка, отделяющая верхнюю одноядерную клетку от нижней –  трехъядерной. Нижняя клетка выполняет функцию запасания пи­тательных веществ. Верхняя клетка продольно делится. Из одной – меньшей – образуется первый ризоид. А более крупная дает вертикаль­ную нить (предросток, протонема), из узлов которой затем развиваются нормальные побеги. Таким образом, харовые являют собой гаплонтный тип развития. Особь при этом является гаметофитом.

Харовые    очень древние растения. Отдел содержит несколько классов, но до современных дней сохранился лишь один класс (харо­вые) с одним порядком (харовые) и двумя семействами: харовые (нителлопсис, лихнотамнус) и нителловые (нителла, толипелла). У нителловых таллом примитивный (отсутствуют прилистники и стеблевая ко­ра, вильчатое строение листьев), зато оогонии сложнее (коронка из 10 клеток).

Значение представителей невелико, поскольку местами обитания харовых водорослей являются озера и пруды. Это источник пищи для водоплавающей птицы, субстрат для произрастания микроскопических водорослей. В густых зарослях жестких хар живут и прячутся мелкие животные и мальки рыб. Высушенные водоросли используются как удобрения.

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

Лекция №5.

ОТДЕЛ ДИАТОМОВЫЕ ВОДОРОСЛИ  DIATOMEAE -

ВАCILLARIOPHYTA

 

300 родов, 10 000 видов.

Это особая группа одноклеточных микроскопических буровато-желтых организмов, одиночно живущих или объединенных в колонии различного типа: цепочки, нити, ленты, звездочки, кустики. Они широ­ко распространены в бентосе и планктоне морей (центрические диатомеи) и пресных (пеннатные диатомеи) водоемов. Кроме того, они посе­ляются в болотах, моховых подушках, на камнях, скалах, почвах, на по­верхности льдов и снегов, придавая им бурую окраску. Наиболее разно­образны по видовому составу и количеству диатомеи ценозы обраста­ния (в том числе днища кораблей, кожа китов и других животных). Многие водоросли этого отдела являются индикаторами солености, приуроченные к определенным ее величинам. Однако есть виды, сте­пень чувствительности которых к NaCL не так высока.

Резким отличием диатомеи от других водорослей является струк­тура и состав их оболочки, покрывающей клетки снаружи. Оболочка пропитана кремнеземом (от 4 до 50 %) и называется панцирем. Целлю­лоза в ней отсутствует. Стенки панциря пронизаны регулярно повто­ряющимися мельчайшими отверстиями (ареолами), с помощью которых обеспечивается обмен между протопластом и внешней средой. Характер расположения этих отверстий и их количество специфичны для разных родов и видов. Форма оболочки, ее толщина и скульптурная поверх­ность (гребни, складки, шипики, выпуклости, щетинки, пустоты, поры) очень разнообразны и также специфически для разных таксонов. По форме панциря все диатомеи делятся на две группы: центрические (радиально-симметричный панцирь) и пеннатные или перистые (двусторонне-симметричный панцирь). Панцирь вырабатывается самой клет­кой. Он состоит из двух частей и по конструкции напоминает коробку, закрытую крышкой. Большая часть панциря (крышка) называется эпитекой. Она своими краями находит на внутреннюю (меньшую), которая называется гипотекой. Эпитека и гипотека состоят из створки и пои­скового ободка (поясок). Именно створки придают клеткам очертания, которые могут быть округлыми, эллиптическими, палочковидными, ромбическими, треугольными, серповидными, клиновидными. Поясок эпитеки налегает на поясок гипотеки, плотно его охватывает, но не сра­стается с ним. У многих диатомей образуются еще вставочные ободки, от одного до многих, отличающихся не только формой, но и структу­рой. Благодаря им происходит увеличение роста и объема клетки. Большинство диатомеи перистого типа характеризуются присутствием шва. Это сквозная щель (или две щели), прорезывающая стенки створ­ки от ее концов к середине. У отдельных представителей шов может на­ходиться всего на одной створке или даже лишь на ее половинке; у дру­гих – на обеих створках. Швы соединяются с помощью узелков в трех местах: в середине и у концов. Биологическое значение шва очень вели­ко, т.к. через него происходят не только обменные процессы с внешней средой, но и осуществляется быстрое передвижение по субстрату и в толще воды. Это происходит благодаря трению движущейся цитоплаз­мы о воду или субстрат или благодаря выделяющейся через шов слизи.

Цитоплазма в клетках диатомеи располагается постенным слоем, или скапливается в центре клетки и  у ее полюсов. Остальное простран­ство заполнено множеством вакуолей, которые иногда сливаются в одну крупную. Ядро диплоидное и располагается в цитоплазматическом мос­тике или в периферическом слое цитоплазмы. Хроматофоры у боль­шинства центрических диатомеи мелкие, многочисленные в форме зе­рен или дисков без пиреноидов. У пеннатных водорослей хроматофоры обычно крупные, пластинчатые, занимают почти всю полость клетки и с пиреноидами. Они имеют желтую или желто-бурую окраску, что зави­сит от пигментов, среди которых преобладают бурые – каротин, ксан­тофилл (в том числе фукоксантин) и диатомин, маскирующие в живой клетке хлорофиллы а и с. После гибели бурые пигменты растворяются в воде и зеленый хлорофилл становится видимым. Состав и количество пигмента непостоянно, а зависит от интенсивности света, химического состава воды и возраста водоросли. Некоторые диатомовые обладают способностью переходить от автотрофного питания к гетеротрофному. Известны также облигатные гетеротрофы. Их хроматофоры или бес­цветные, или их нет совсем. В качестве запасных питательных веществ выступают капли масла, волютин, хризоламинарин и лейкозин.

Чаще всего у диатомовых водорослей происходит вегетативное размножение делением клетки на две половинки. Этот процесс своеоб­разен из-за наличия твердого панциря. Сначала протопласт увеличива­ется в объеме из-за скапливающегося масла. Вследствие этого эпитека и гипотека расходятся. После этого протопласт делится параллельно створкам на две равные части. Все органоиды до деления распределя­ются равномерно между половинками. Если хроматофор один, то он де­лится пополам. После окончательного разделения клетки на две дочер­ние каждая из них получает лишь одну половинку панциря. А вторую (обязательно меньшую – гипотеку) достраивает сама. Т.о. возникшие две дочерние клетки по размерам оказываются несходными. Одна (по­лучившая материнскую эпитеку) сохраняет размеры материнской клет­ки. Другая (получившая материнскую гипотеку) приобретает меньшие размеры. Поэтому после многократных делений размеры клеток у поло­вины особей постоянно уменьшаются. Но этому противостоит половой процесс.

Бесполое размножение не изучено, т.к. природа образующихся микроспор не установлена, поэтому для диатомей характерен диплонтный тип цикла развития с гаметической редукцией.

Половое размножение диатомовых водорослей всегда связано с ауксообразованием, не свойственное другим водорослям. Встречаются все типы полового процесса: изогамия, гетерогамия, оогамия. Кроме то­го, имеет место автогамия и конъюгация. Оплодотворению у диатомо­вых предшествует редукционное деление ядра, поскольку вегетативные клетки диплоидные.

У пеннатных диатомей половой процесс – конъюгация изоморф­ных безжгутиковых гамет. Две особи сближаются и выделяют слизь. В каждой клетке ядро редукционно делится с образованием четырех гап­лоидных. У одних видов дегенерирует три ядра, у других два. В первом случае весь протопласт становится гаметой во втором - образуется две гаметы. При копуляции гамета одной клетки, двигаясь амебоидно, пе­реползает к гамете другой клетки. В результате образуется одна или две зиготы, которые сразу, без стадии покоя быстро увеличиваются в раз­мерах и превращаются в ауксоспору. При этом тонкая оболочка зиготы разрывается, а зрелые ауксоспоры вырабатывают кремневую оболочку, превращаясь в вегетативную клетку. Конъюгирующие клетки, лежащие далеко друг от друга образуют копуляционные каналы для прохождения гамет. Протопласты обеих клеток могут выходить в канал и сливаются попарно.

У центрических водорослей –  оогамный половой процесс. При этом в одних клетках образуется четыре сперматозоида с одним или двумя жгутиками. В других клетках три ядра дегенерируют, а оставшие­ся становится яйцеклеткой. Свободноплавающие сперматозоиды опло­дотворяют ее.

У определенных представителей при половом процессе в обеих клетках жизнеспособны все ядра, которые превращаются в изогаметы. В результате образуются четыре зиготы. У Melosira и Chaetoceros проис­ходит автогамия. В этом случае два из четырех гаплоидных ядер деге­нерируют, а два оставшихся сливаются друг с другом с восстановлени­ем диплоидного ядра.

 

В современной системе диатомовые водоросли делят на два клас­са: центрические и пеннатные.

 

Класс ЦЕНТРИЧЕСКИЕ

CENTROPHYCEAE.

 

Содержит пять порядков: косцинодисковые, актинодисковые, ау-лакодисковые, солениевые, биддульфиевые. Представители: Melosira, Chaetoceros, Kittonia

Это преимущественно морские формы, в пресных водоемах их ма­ло. Представители класса рассматриваются как более примитивные и древние. Они известны с раннего мела. Водоросли не имеют активной подвижности, т.к. не имеют швов на панцире. Половой процесс оогам­ный. Клетки одиночные или соединены в нитевидные или цепочковидные колонии. Образуются колонии всегда из одной клетки в результате последовательных и многократных делений. Но при этом все клетки ос­таются самостоятельными и распад колонии не вызывает их гибель. Со­единяются клетки с помощью слизи, выростов, шипиков. Форма коло­ний зависит от способа соединения клеток: нитевидные (Melosira), лен­товидные (Fragilaria), вееровидные (Lycmophora), цепочковидные (Суclotella), звездчатые (Asterionella), Пучковидные (Synedra) и кустиковидные (Cymbella). Они обладают радиальной симметрией. Панцирь имеет только две оси и две плоскости

симметрии. Одна ось это диаметр створки, другая – центральная. Одна плоскость симметрии проходит че­рез центр створки в любом направлении, другая – створковая – идет перпендикулярно к первой. Поэтому структурные элементы на створках центрических водорослях имеют радиальное и тангенциальное распо­ложение. Створки в очертаниях округлые, эллиптические, треугольные, многоугольные, Хроматофоры многочисленные зерновидные, или в ви­де пластин (одна, несколько).

 

 

 

 

Класс ПЕННАТНЫЕ (ПЕРИСТЫЕ)

PENNATOPHYCEAE

 

Представители: Pinnularia, Navicula, Gomphonema (двухшовные), Tabellaria, Asterionella, Fragilaria (бесшовные), Bacillaria (каналошовные).

Содержит четыре порядка, различающиеся степенью развития шва: бесшовные (шов отсутствует), одношовные (шов на одной створ­ке), двухшовные (шов на двух створках), каналошовные (на двух створках каналовидный шов). Пеннатные диатомеи – пресноводные и морские формы, ведущие бентосный образ жизни. Среди них есть под­вижные и неподвижные формы. Панцирь их двусторонне-симметричный по продольной оси. Створки в очертаниях бывают ли­нейные, ланцетные, эллиптические. Клетки одиночные или соединены в колонии разного типа. Хроматофоры в виде одной или нескольких крупных пластинок, реже пластинок много. Половой процесс типа конъюгации.

Значение диатомовых водорослей. Их называют пастбищами мо­рей, т.к. их продуктивность просто фантастическая (несколько граммов в 1ммЗ), а содержание белков и жиров у них выше, чем в картофеле и хлебных злаках. Поэтому они являются мощным источником органиче­ского вещества и служат первоначальным звеном в пищевых цепях для многих организмов: сельдь, хамса, сардины и др. И в отмершем виде они идут на питание бактериям и простейшим, а также участвуют в процессе осадконакопления, образуя диатомовые илы. Известны поро­ды под названием диатомит (горная мука, кизельгур), состоящие на 50 – 80 % из панцирей диатомовых водорослей. Они очень легкие, пористые и рыхлые. Применяются как полировочный и шлифовальный материал, для тепловой и звуковой изоляции, как фильтрующее вещество в пище­вой, химической и медицинской промышленности. По ископаемым формам можно определить происхождение и возраст различных оса­дочных пород. Диатомеи деятельно участвуют в процессах естественно­го очищения воды. Есть виды индикаторы, которые используют при оценке санитарного состояния прибрежных вод. Однако массовое раз­витие некоторых диатомовых водорослей может иметь и отрицательные последствия, т.к. они (Thalassiosira decipiens) в больших количествах попадают в жабры личинок рыб и моллюсков и вызывают их гибель.

Комментарии

Популярные сообщения