План лабораторно-практического занятия 1

 

ТЕМА: «ОТДЕЛ СИНЕ-ЗЕЛЕНЫЕ ВОДОРОСЛИ»

 

Работа 1. Строение, размножение и экология водоросли ностока.

Работа 2. Строение, размножение и экология осциллятории.

 

Материалы и оборудование: фиксированные или живые нити осциллятории, размоченный фрагмент колонии ностока. Таблицы: сине-зеленые водоросли. Микроскопы и оборудование для приготовления микропрепаратов: пинцет, препаровальнаяигла, предметные и покровные стекла, фильтровальная бумага, пипетка, чашечка с водой.

Вопросы для подготовки:

Основные признаки низших растений и их классификация. Прокарио­ты, эукариоты.

Водоросли (экология, типы организации и талломов, особенности строения клеток, типы размножения, значение)

Распространение, места обитания, типы талломов представителей от­дела сине-зеленые водоросли.

Особенности строение клетки (способ оформления генетического ап­парата, особенности клеточной оболочки, внутриклеточные структу­ры, пигментный состав, вещества запаса).

Размножение сине-зеленых водорослей, значение, классификация, многообразие.

Строение и размножение осциллятории, ностока и анабены (класс гормогониевые).

 

Инструкция к выполнению работы № 1

Cyanophyta                                       Nostocales                                                                 Nostoc

Hormogoniophyceae                          Nostocaceae

 

1. Приготовьте препарат ностока: сначала отделите от замоченного кусочка маленький фрагмент с помощью пинцета и иголки, положите его в капле воды на предметное стекло. Накройте покровным стеклом и постарайтесь разделить нити на фрагменты, слегка постукивая по стеклу обратной стороной препаровальной иглы, пластмассовой ручки или карандаша.

2. Рассмотрите при большом увеличении разделившиеся нити колонии, отметьте их гетерогенность. Найдите гетероцисты и расположенные между ними участки - гормогонии.

3. Зарисуйте несколько нитей и обозначьте гормогонии и гетероцисты.

4. Сделайте выводы о строении водоросли, типе таллома, способеразмножения и перенесения неблагоприятных условий.

 

Инструкция к выполнению работы № 2

Cyanophyta                                                   Oscillatoriales                         Oscillatoria

Hormogoniophyceae                                     Oscillatoriaceae

 

1.Приготовьте препарат осциллятории, осторожно взяв кусочек тиныс поверхности почвы и расчленив ее препаровальными иглами.

2. Рассмотрите при большом увеличении и зарисуйте зрелые нити осциллятории. Отметьте их способность к движению.

3. Обратите внимание на форму клеток, явно выраженное наличиецентроплазмы и хроматоплазмы.

4. Сделайте выводы (в сравнении с ностоком) о типе таллома, гомогенности нитей, строении и форме клеток, окраске, способе размножения водоросли.

 

План лабораторно-практического занятия 2

 

ТЕМА: «ОТДЕЛ ЗЕЛЕНЫЕ ВОДОРОСЛИ»

 

Работа 1. Строение, размножение и экология водоросли хламидомо­нады.

Работа 2. Строение, размножение и экология водоросли вольвокс.

Работа 3.Строение, размножение и экология водоросли гидродикциона.

 

Материалы и оборудование: готовые препараты или живые культу­ры хламидомонады, вольвокса и гидродикциона. Таблицы по изучае­мым представителям. Микроскопы и оборудование для изготовления микропрепаратов: пинцет, препаровальная игла,предметные и по­кровные стекла, фильтровальная бумага, пипетка,   чашечка с водой, раствор йода в йодистом калии.

Вопросы для подготовки:Характеристика отдела зеленые водоросли (распространение, местаобитания, типы талломов).

Особенности строение клетки (особенности клеточной оболочки, типы хроматофоров, пигментный состав, вещества запаса).

Размножение   зеленых   водорослей.   Многообразие   представителей. Классификация.

Класс вольвоксовые. Строение и цикл развития одноклеточной водо­росли хламидомонады.

Колониальные зеленые водоросли на примере вольвокса

Класс протококковые: особенности строения колонии гидродикциона.

Цикл развития, образ жизни.

 

Инструкция к выполнению работы № 1

Chlorophyta                                      Chlamydomonodales                         Chlamydomonas

Volvocophyceae                                 Chlamydomonodaceae

1.           Приготовьте микропрепарат хламидомонады, взяв каплю культуральной среды или соскоблив зеленый налет со стенок сосуда (аквариума).

2.     Пронаблюдайте движение хламидомонады, а затем остановите его.

3.     Для остановки подвижных форм водоросли капните под покровноестекло капельку раствора йода в йодистом калии.

4.     Рассмотрите неподвижный объект сначала при малом увеличении,а затем при большом. Сделайте рисунок хламидомонады, пользуясьмикроскопом и таблицей, где отобразите форму, тонкости внутреннего строения.

5.     Обозначьте клеточную оболочку, хроматофор с пиреноидом, ядро,стигму и жгутики.

6.     Сделайте выводы о типе таллома, способе движения, местах обитания, способе питания и размножения.

7.           Составьте схему полового и бесполого размножения с обозначением типов деления (митоз, мейоз) и набора хромосом на разных стадияхжизни.

Инструкция к выполнению работы № 2

Chlorophyta                                  Volvocales                                             Volvox

Volvocophyceae                             Volvocaceae

1.               Приготовьте микропрепарат вольвокса, взяв каплю жидкости ихкультуры, или готовый препарат.

2.       Рассмотрите движение водоросли с помощью жгутиков при маломувеличении.

3.              При большом увеличении рассмотрите строение клеток колонии,цитоплазматические тяжи между ними.

4.      Рассмотрите внутри водоросли маленькие дочерние колонии, образованные вегетативным путем.

5.              Пронаблюдайте дифференциацию клеток в колонии.

6.              Зарисуйте колонию вольвокса, отметьте дочерние колонии.

 

 

Инструкция к выполнению работы № 3

Chlorophyta                                      Chlorococcales                                  Hydrodictyon

Protococcophyceae                            Hydrodictyaceae

1.           Рассмотрите готовый препарат гидродикциона при малом увеличении. Отметьте макроскопические размеры колонии.

2.           Подробно рассмотрите строение клетки. Отметьте их удлиненнуюформу, заостренные концы, многоядерность, и сетчатый хроматофор.

3.           Зарисуйте участок сети колонии, состоящей из цилиндрическихклеток, образующих многогранные ячеи.

4.           Найдите клетку с дочерней колонией внутри, зарисуйте ее.

5.           Сделайте выводы о размерах и строении колонии, типах размножения, экологии гидродикциона.

Комментарии

Популярные сообщения