План лабораторно-практического занятия

ТЕМА: «ОТДЕЛ ПЛАУНОВИДНЫЕ. ОТДЕЛ ХВОЩЕВИДНЫЕ»

 

Работа 1.  Класс плауновые. Строение и жизненный цикл плауна бу­лавовидного.

Работа 2. Класс полушниковые. Строение и жизненный цикл селяги­неллы.

Работа 3.  Класс хвощевые. Строение и жизненный цикл хвоща поле­вого.

 

Материалы и оборудование: гербарий разных видов плаунов, селягинелл и хвощей. Таблицы по данной теме. Микроскопы, готовые препараты (Продольный разрез спороносного колоска плауна. Про­дольный разрез через спороносный колосок селягинеллы. Продольный разрез спороносного колоска хвоща).

Вопросы для подготовки:

Характеристика отдела плауновидные. Плаун, селягинелла: внешнее и внутреннее строение спорофита и гаметофита. Спороносный колосок. Явление равноспоровости и разноспоровости. Ископаемые плауно­видные. Значение в природе и жизни человека.

Характеристика отдела хвощевидные. Хвощ полевой: особенности спорофита и гаметофита. Строение стробила хвоща (структура и про­исхождение спорангиофора). Особенности строения и распростране­ния спор. Многообразие ископаемых и ныне живущих хвощей и их значение.

 

Инструкция к выполнению работы № 1

Lycopodiophyta                                Lycopodiales                                     Lycopodium

Lycopodiopsida                     Lycopodiaceae                                   L. clavatum

1.          Рассмотрите внешний вид плауна булавовидного. Выделите ползу­чий, дихотомически ветвящийся стебель, от которого отходят тонкиепридаточные корни. Рассмотрите вертикально расположенный побег,заканчивающийся спороносными колосками.

2.    При помощи лупы рассмотрите сидячие, узкие, мелкозубчатые ли­стья плауна, в середине которых проходит жилка.

3.          Рассмотрите готовый микропрепарат спороносного колоска плауна.Найдите спорофиллы, а на них почковидные спорангии со спорами,которые одинаковы как морфологически, так и физиологически.

4.    Зарисуйте в альбом внешний вид спорофита плауна булавовидного,спорофилл со спорангием и споры, а также гаметофит данного расте­ния. Сделайте соответствующие обозначения.

5.          Сформулируйте выводы об экологии, строении и размноженииплауна.

 

Инструкция к выполнению работы № 2

Lycopodiophyta                                 Selaginelalles                                     Selaginella

Isoetopsida                                        Selaginellaceae                       S.selaginoides

1.  По гербарным образцам рассмотрите внешний вид селягинеллы.Сравните ее с плауном булавовидным. Рассмотрите два типа листоч­ков с помощью лупы, а также корненосцы (ризофоры).

2.          Найдите и с помощью лупы рассмотрите четырехгранный споро­носный колосок селягинеллы, расположенный на концах вегетативныхпобегов. В верхней части колоска найдите красноватые микроспоран­гии, а в нижней - бледно-желтые мегасиорангии.

3.          При  большом  увеличении рассмотрите  готовый  микропрепаратспороносного колоска и сравните крупные мегаспоры и мелкие мик­роспоры.

4.    Пользуясь   гербарием,   микропрепаратом   и   таблицей   зарисуйтевнешний вид селягинеллы, ее спороносный колосок, а также строениеженского и мужского заростков.

5.          Сделайте выводы об экологии, строении селягинеллы, а также оееразноспоровости, приводящей в образованию разных типов заростков.

 

Инструкция к выполнению работы № 3

Equisetophyta                                    Equisetales                                                      Equisetum

Equisetopsida                                    Equisetaceae                                                   E. arvense

 

1.          По гербарным образцам рассмотрите разнообразные виды хвощей.Подробно остановитесь на внешнем строении спорофита хвоща поле­вого. Выделите мощное подземное корневище с придаточными корня­ми и клубеньками, членистое устройство вертикального побега, видо­измененные листья.

2.    Обратите внимание на строение весеннего спороносного побега, ко­торый заканчивается спороносным колоском. С помощью лупы, а так­же на готовом микропрепарате (используйте микроскоп) рассмотритеспороносный колосок хвоща. Найдите ось колоска и расположенныемутовчато-шестигранные щитки, по краю которых свисают мешковид­ные спорангии, раскрывающиеся щелью.

3.          Сделайте препарат из спор, высыпав их из спороносного колоскагербарного образца на предметное :текло. Кроме обычных двух оболо­чек они имеют еще третью (наружную оболочку), которая при полномсозревании разрывается по спирали на две ленты - элатеры, которыеразрыхляют споры, а также способствуют распространению их целыми группами.

4.    Зарисуйте внешний вид хвоща полевого с летними и весенними по­бегами, строение спороносного колоска, споры, а также заростки двухтипов.

5.          Сделайте выводы об экологии, строении, размножении хвощ

Комментарии

Популярные сообщения